Как часто нам не хватает рядом солнечно-ярких и при этом бесконечно-щедрых людей. «А они вообще есть? Не сказки ли это?» - спросят скептики. А я отвечу: «Да посмотрите внимательнее. Часто солнечные лица закрыты тучками. Надо лишь дождаться, когда они улетят прочь, подхваченные порывом ветра».
Целый рой мыслей и ощущений вызвал фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца», который мы посмотрели в выходные с мужем. Красивая сказка с печальным финалом. Подкупающая атмосфера богемности и драйва. Ностальгическая история про хиппи, зарождение рок-музыки в нашей стране, но главное – это пронзительный мотив любви к жизни и внутренней свободы, за которую герои готовы платить самую высокую цену.
Но оставим в стороне весь музыкально-неформальный антураж, симпатичный сам по себе. Меня зацепила больше всего, конечно, романтическая история любви. Главный герой по прозвищу Солнце и в самом деле обладает особым магнетизмом, он как центр, вокруг которого вращаются люди-планеты. Дело даже не в его золотисто-белокурых кудрях и стройном торсе. Подкупает его глубокий проницательный взгляд и уникальная способность появляться и исчезать, создавая ореол таинственности. Ну конечно, правильная девочка из семьи дипломата не смогла устоять против «солнечного» обаяния и, махнув рукой на долгожданную поездку в Болгарию, отправилась в Крым вместе с дружной компанией хиппарей.
На море любовь расцветает, хотя и проходит несколько испытаний. Юная «девочка-лето» попадает в уединенный Дом Солнца в горах, куда еще никто никогда не заглядывал. В этот момент к ней приходит понимание, что на самом деле Солнце живет в ее сердце. Это многозначный образ: и стихия небесного светила, и ее возлюбленный, и вот это ощущение полноты жизни, которое возможно только в юности. Но самые отчаянные романтики могут сохранить его на всю жизнь. По сути, хиппи в 70-80-е годы и были такими романтичными натурами, которым хотелось противопоставить жестким социальным догмам и запретам свою «систему» - мир любви, рок-н-ролла и беспечной свободы в странствиях по миру.
Фильм был бы совсем сладенькой сказочкой, если бы завершился хэппи-эндом. Но нет, Гарик решил внести трагичную ноту в этот праздник жизни. Когда огромная толпа хиппи пляшет у костров в ночи, Солнце покидает этот мир. У главного романтика и философа этой истории, оказывается, больное сердце, которое не выдержало огромного потока любви и сбилось со своего космического ритма.
Так и хотелось воскликнуть: «Ну почему, за что такая жестокость?». А потом, как ни печально, пришло осознание: это трагичный, но красивый финал. Вряд ли девушка смогла бы выдержать давление своих «предков» и в конце концов вернулась бы от харизматичного хиппи к своему до тошноты правильному жениху. По законам жанра, в истории остаются прежде всего любовные трагедии – если бы выжили Ромео и Джульетта, вряд ли они смогли бы сохранить этот накал страсти.
А еще с печальным финалом примирила мысль: а душа великого романтика никуда не делась. Поток его солнечной энергии остался в сердцах его друзей и возлюбленных, которых он не раз спасал в сложных ситуациях. Говоря метафорически, Солнце вернулось на небо, чтобы оттуда согревать людей и дарить им свой свет.
Есть и еще одно соображение – язвительно-ироническое, да простят меня друзья, верные хипповским идеалам юности. «А был ли мальчик?» - хочется спросить словами классика. Может, это вообще такой красивый притягательный образ – мужчина-мечта, который вдохновляет и создает праздник вокруг. Но он оторван от реальной жизни. Попробуйте-ка организовать комфортный быт с вольным хиппи! Это возможно лишь, если вы – самодостаточная бизнес-леди (слегка «повернутая» на рок-н-ролльной стихии) или если хиппи настолько гениален, что плоды его творчества можно монетизировать.
Но что это я тут так цинично «наступаю на горло» творческой стихии? Внутреннего прагматика на волю выпустила! Если уж совсем откровенно, то лично мне романтика в миллион раз милее материального изобилия. Это то, что спасает наши души в мире потребления. Я об этом писала в одном своем эссе про королеву блюза – Умку (Анну Герасимову).
«Мне кажется, одни из главных мотивов Умкиного творчества – бегство в небесные сферы поэзии и музыки из социума, где «человек построил гроб, окопался будто клоп», где расфасованы в упаковки не только продукты, но и всевозможные страхи. А тот, кто не цепляется за материальные ценности, свободнее во сто крат, чем жертвы общества потребления:
Убежавший в небеса
Не боится грабежа,
Не боится непогоды,
Не боится ни черта.
Он бежит по облакам,
Он не нужен дуракам,
Он не машет кулаками,
Не ворчит по пустякам…
Он бежит по облакам,
По нетронутым снегам,
По сияющим закатам,
Синим лунным островам.
Умка способна нарисовать апокалипсическую картину, а потом успокоить своих слушателей: мол, все не так страшно, как это происходит в заглавной песне альбома «Ничего страшного!»:
Мир вывалился из гнезда и летит,
Но еще не коснулся земли.
Летит и не знает, он будет разбит
Или крылья уже отросли.
А солнце на небе, как прежде, блестит
И еще не сгорело в угли.
Припев: Но ничего страшного, ничего страшного нет! (2
раза)
Жизнеутверждающий финал этой песни говорит о том, что любые проблемы и катаклизмы можно преодолеть, если отрастить крылья творчества, если вырваться из привычной гонки за материальными символами реальных ощущений счастья и радости».
И чудесный фильм «Дом Солнца» как раз об этом! Живите, наслаждаясь каждой секундой, творите – стихи и песни, картины и одежду, танцуйте и любите друг друга. И тогда вы ощутите солнечные потоки внутри… Как это ощущаем мы вместе с моим любимым – он тоже романтик, создающий потрясающие песни. Вот припев одной из них:
Вибрации любим мы…
Вибрации, и солнце с нами в танце…
Ну давай наслаждаться и кайф
Ловить от вибраций…